Информационный портал

КОФЕЙНЫЙ БИЗНЕС С КОЛЁС

В нашу повседневную жизнь стремительно вошёл новый вид бизнеса, столь популярный в Европе, – передвижные мини-кофейни. Вы идёте на работу, а на улице в течении двух-трёх минут предлагают приготовить по доступной цене на настоящей итальянской кофеварке любой из полюбившихся вам кофейных напитков: эспрессо, латтэ, горячий шоколад, капучино. Причём, из отборных кофейных зёрен. Кто может отказаться от такого удовольствия? Для того, чтобы понять, какие процессы происходят в данном сегменте бизнеса, мы встретились с Главой правления общественной организации «Ассоциация мини-кофеен» Виталием Бяльским.

Виталий Александрович, когда образовалась ваша организация и что послужило толчком  для её создания?


– Ассоциацию мы создали сравнительно недавно, в марте 2012 года для защиты стремительно развивающегося, принципиально нового сегмента в малом бизнесе, на фоне неурегулированного законодательства. Сегодня наша ассоциация объединяет уже достаточно значительную часть операторов на рынке продаж «кофейных» услуг. Замечу, что мы объединяем лишь предпринимателей, которые работают в рамках закона.

– Сколько в столице теперь функционирует передвижных мини-кофеен?

Ответ довольно прост. В Украине до сих пор отсутствуют законы, которые регулируют данный вид деятельности. Передвижные мини-кофейни некому контролировать на государственном уровне. Санэпидслужба, пожарная служба МЧС не имеют полномочий осуществлять контроль за автомобилями. ГАИ, которой вверены данные функции, максимум, что может сделать, – проконтролировать, чтобы парковка автомобиля с мини-кофейней была осуществлена с соблюдением правил дорожного движения. Чиновники из отдела городского благоустройства пытались перетянуть «одеяло» с контролирующими функциями на себя, но как им пояснили свыше – автомобиль не является объектом благоустройства. В результате теперь мы наблюдаем такую ситуацию: к мини-кофейне подходит милиционер и требует разрешение на размещение торговой точки. Предприниматель ему пытается доказать, что это не МАФ, не торговая точка, а автомобиль.Иногда даже ничего не спрашивают, а требуют уезжать, обосновывая это тем, что так начальник сказал. Подобные решения, как правило, принимаются правоохранительными органами без всяких на то оснований.

На законодательном уровне не предусмотрена ни лицензия, ни разрешение на данный вид деятельности. А это значит, что 164-ю статью Административного кодекса Украины здесь применять никак нельзя. Очень обидно, что из предпринимателей, которые в большинстве своём хотят работать в правовом поле, делают нарушителей. 

– Мы взяли на себя ответственность урегулировать все разногласия на официальном уровне, и для этого ведём диалог с органами государственной исполнительной власти.

         – Сколько операторов «кофейного» рынка сегодня объединяет ваша организация? Есть ли желающие выходить «из тени»?

– Ассоциация объединяет порядка ста предпринимателей, которые активно работают. Для того, чтобы стать её членом, нужно привести свой бизнес в законодательное поле. Многие, так называемые «теневики», проведав, что уже существует орган, который призван им помогать и защищать от произвола отдельных чиновников, приходят к нам. Сегодня действия ассоциации направлены на то, чтобы объединить киевских предпринимателей.

— Как формируется ценообразование на передвижных мини-кофейнях?

— На территории столицы цена на кофе в передвижных мини-кофейнях сложилась примерно одинаковая. Рынок идёт в «плюс». Чашка кофе простейшего эспрессо обходится покупателю в диапазоне 6–8 грн., кофе с молоком, латте макиато, капучино – от 9 до 12 грн.. По сравнению с ценами в стационарных кафе, очень удобно и выгодно, экономит время.

– Насколько сложно создать бизнес, связанный с передвижными мини-кофейнями?

— Во-первых, должны быть соответствующие финансовые возможности плюс личные качества человека, который хочет организовать данный бизнес с нуля. Ведь, умение приготовить кофейный напиток – это особое искусство. На данный момент киевская ниша в данном сегменте уже заполнена и будет сложно начинать этот бизнес с нуля именно в столице, хотя свободных мест для торговли с мини-кофеен ещё предостаточно. Идею создания бизнеса передвижных мини-кофеен привёз в Украину из Англии теперь уже бывший столичный предприниматель Олег Соколянский. В 2008 году он организовал в Киеве первую украинскую мини-кофейню. Предприниматели из разных регионов стали активно  вступать в ассоциацию.

– Допустим, предприниматель принял решение работать в правовом поле. Что ему нужно сделать?

– У тех, кто работает в правовом поле, обязательно должны быть на руках заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы на автомобиль, кофейный аппарат, сертификаты на продукты, санитарная книжка у продавца. Те, кто работает нелегально, максимум, что имеют, — это свидетельство о государственной регистрации, и возможно, свидетельство плательщика налогов.

– Для функционирования мини-кофейни на колёсах, в машине устанавливается баллон со сжиженным газом. Насколько это опасно для окружающих? Ведь были трагедии в столице, в частности, возле метро Шулявская у предпринимателей, торгующих шаурмой?

– Если каждый оператор на данном рынке будет точно соблюдать правила техники безопасности, а процесс эксплуатации баллонов с сжиженным газом находиться под контролем государственных организаций, например, «Держгірпромнагляду», то подобная опасность вообще будет сведена к нулю.

– Как складываются отношения предпринимателей, которые владеют мини-кофейнями, с местными органами власти?

– Недавно члены ассоциации мини-кофеен были приглашены на совещание в КМДА. ставили вопрос о функционировании мобильных кофеен на период проведения Евро – 2012, в частности в полуторакилометровой зоне. Конкретных путей решения так никто и не предложил. Было сказано о необходимости промониторить законодательство каждому в своей отрасли, и подобрать необходимый пакет документов, который бы давал возможность владельцам мини-кофеен вести свой бизнес на законных основаниях. После этого в прессе появились выступления этих же чиновников об опасности деятельности передвижных мини-кофеен и необходимости ввести запрет на них. Я так понимаю, что никто ничего не прорабатывал, а все наши просьбы поставить деятельность мини-кофеен в цивилизованное русло в который раз были проигнорированы. 

— Наша ассоциация добивается того, чтобы на законодательном уровне появилось чёткое определение – что такое торговля с колёс.

– Как эти вопросы решаются в Европе?

– Я знаю, что в цивилизованных европейских странах торговля с передвижных мини-кофеен очень популярна. Для этого предприниматели получают стрит-лицензии (уличные лицензии). Согласно ей, они могут торговать где угодно, где не запрещено законом. Почему так не сделать у нас в столице и других городах Украины? Средства, поступаемые в виде налогов от мелких предпринимателей, решили бы многие проблемы с наполнением местных бюджетов.

– За четыре минувших года работа передвижных мини-кофеен уже прочно вошла в нашу жизнь. Помимо кофе на улицах столицы уже продают пиво с колёс, шаурму и хот-доги, и даже кукурузу в бумажных стаканах. Просто наши чиновники не хотят пока на это обращать внимание.

Интервью подготовил Владислав КОРДИК

Журнал «Діловий вісник»

Торгово-промышленная палата Украины

Переводчик — Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]