Газовые хранилища могут стать приятными дополнениями ХАБов на территории Украины. Такое мнение журналисту информационно-аналитического портала «Город-инфраструктура» высказал секретарь экспертного Совета Европейского клуба Сергей Дьяченко. По его словам, при этих условиях покупатель будет иметь возможность хранить купленный газ, если у него нет необходимости сразу после покупки его потреблять.
(ХАБ – это спотовые площадки, которые формируются в районах с высокой концентрацией продавцов и покупателей газа, например в узлах газотранспортной сети – прим. автора)
«Это фактор, который предпочитает идеи создания Восточноевропейского ХАБа на территории Украины. Все правовые основания для его хранения сегодня существуют, то есть при нынешнем режиме эксплуатации газовых хранилищ, Украина и покупатель будут решать, – хранить или не хранить, и Украина полностью будет решать вопрос закачки газа после того, как покупатель приобрел право собственности на этот газ» , – сказал Дьяченко.
Но то, что сейчас идет создание консорциума, – считает Сергей Дяченко, – это совсем другое дело. Там ставится вопрос о том, что хранилища будут передаваться в качестве активов в управление консорциума. И даже, в управление, а в собственность консорциума, как вклад стороны в уставной фонд.
«В этом случае возникнут большие вопросы, которые должен будет решать консорциум – когда брать контракты на хранение газа. Российская сторона вряд ли будет заинтересована идеей создания ХАБа на территории Украины. Российская сторона не будет заинтересована в реверсном использовании газотранспортной системы Украины и диверсификации поставок, поскольку это конкуренция российскому газу на территории Украины.
Тогда, понятно, что спасением для Украины будет третий энергетический пакет, который требует от Украины свободного доступа к трубе», – отметил эксперт.
Он также обратил внимание на еще один важный нюанс.
Сейчас в парламенте рассматривается вопрос о принятии 24 подзаконных актов о развитии 3-го энергетического пакета до 2014 года. В рамках этого, от 3-го энергетического пакета планируется перейти на аукционный принцип обеспечения транспортировки газа. Скорее всего, эта система и будет внедрена.
«Для Украины это был бы очень желательный вариант, поскольку это открывает путь к прямой конкуренции направлений транспортировки. Украинская газотранспортная система будет иметь в этом случае экономические и оборонные преимущества перед окольными вариантами, особенно – перед подводными российскими, ведь там раза в два больше эксплуатационные расходы», – добавил Сергей Дьяченко.
Он также отметил, что для Украины сейчас очень важно сохранить за собой членство в энергетическом сообществе. Если так случится, что сейчас возможно будет внедрить второй энергетический пакет, а в перспективе, – третий, то для Украины, это вероятно станет одним из рычагов для сохранения транзитного статуса, сохранения объемов транспортировки и использования нашей газотранспортной системы.
«Можно ли допустить мысль, что консорциум не будет создан и Газпром может выступить против того, чтобы европейские компании сохраняли российский газ в украинских подземных хранилищах? Именно сейчас – нет. Газ после покупки – уже не русский. Будет постепенно изменяться система торговли, против чего и выступает сейчас Россия. Но, система торговли и транспортировки газа будет изменена на вход-выход, и там не будет контрактов, когда Газпром продает газ сразу с транспортировкой. Транспортное обеспечение будет продаваться отдельно», – подчеркнул секретарь экспертного Совета Европейского клуба.
Он также отметил, что есть еще один нюанс переговорного процесса.
«Я думаю, мало кто знает о том, что Россия настаивает на исключении Украины из 3-го энергетического пакета. Это фактически будет означать выход из энергетического сообщества, а это очень серьезный скандал. Если Россия будет настаивать на этих условиях, то это будет большая преграда. Тогда я не уверен, что данный консорциум будет создан», – отметил эксперт.
На вопрос, насколько срочно нужна реконструкция ГТС, и состоится ли она, Сергей Дяченко отвечал:
«Если возникнут трения с Российской Федерацией, пойдут те-же проблемы, которые существуют и сейчас, то на модернизацию украинской ГТС не будет проблемы найти деньги. Они не такие большие по сравнению с тем, что укладывается в строительство обходных газопроводов, а о первом этапе модернизации, – даже вопрос не стоит о строительстве новых мощностей», – отметил специалист.
Он также обратил внимание на то, что речь идет лишь о модернизации ГТС, которая позволит до 20% повысить эффективность её работы.
Владислав Кордик
«Город-инфраструктура»