Информационный портал

Государство теперь сможет лишать права на землю

В поданном в ВР законопроекте «Об аренде земли» много нелепостей

Принятие любых законодательных актов в сфере земельных отношений без проведения консультаций с реальными землепользователями недопустимо. Об этом, комментируя проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию правового регулирования пользования землей», представленного народным депутатом Украины В. Бенидорм журналисту информационно-аналитического портала «Город-инфраструктура» сообщила координатор аналитического центра Аграрного союза Украины Лариса Старикова.

Аналитик считает, что в данном случае такие консультации не проводились. Так что нужно вернуться на шаг назад и провести детальное обсуждение законопроекта в кругу заинтересованных кругов.

По мнению Аналитического центра Аграрного союза Украины предложение по разработке землеустроительной документации в пределах административно-территориальных единиц вполне удобным. Однако, это должны быть полноценные и полномасштабные проекты землеустройства, а не «карты паев земель». Принципиальное замечание АЦ АСУ заключается в том, что в тексте «арендованный участок может передаваться арендатором во владение и пользование (субаренда)» нужно было бы уточнить, что во владение передается не арендованный участок, а право его аренды. Иначе арендаторы получат право продавать свою собственность.

Согласно проекту нового Закона об аренде земли, отмечают эксперты, расширяется сфера компетенции органов регистрации прав на земельный сервитут. И это при том, что регистрационная служба и так не справляется с нынешним кругом своих обязанностей. Этот вопрос целесообразно было бы если не снять, то существенно отсрочить.

Положительным является то, что договор субаренды не подлежит государственной регистрации, а также вводятся нормы о возможности определения законом прав, которые не нуждаются в государственной регистрации. Положительно и ослабление регуляции содержания договора аренды, переход от типичной его формы к примерной, разве что при этом следует к существенным условиям договора отнести норму о том, что арендная плата не может быть меньше определенного, законодательно определенного значения.

О том, что законопроект готовился в «вакууме» свидетельствует и отсутствие в нем нормы об обеспечении электронного документооборота в сфере регистрации прав. Это абсолютно принципиальный момент с точки зрения возможности реализации прав в сфере земельных отношений. Тем более, что такая норма в ходе длительного процесса переговоров с представителями профильных органов власти наконец была признана действенным выходом из патовой ситуации неспособности органов регистрации зафиксировать вещные права и согласована всеми заинтересованными сторонами.

Несмотря на критику следует признать, что предложены проект имеет и положительные черты. В частности, это касается обязательства местных властей существенно ускорить решение вопросов выморочного собственности и урегулирования вопроса замены сертификатов на право владения земельными долями (паями) на государственные акты.

Следует заметить, что вопрос, которому в обществе сегодня уделяется острое внимание и критика — об установлении минимального срока аренды, — на наш взгляд, не является острым и разрушительным. Оно продиктовано, прежде всего, необходимостью соблюдения требований севооборота, а не попыткой лишить владельца права распоряжения своим участком.

Как уже отмечалось, согласно поданного законопроекта форма договора аренды становится либеральнее (типовая форма договора аренды заменяется примерная), где владелец может предусмотреть и зафиксировать все необходимые условия для защиты своих интересов.

Немного пользы для решения реальных вопросов сельского хозяйства является от нормы о проекте землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов. Хотя такой договор и утверждается собственником или пользователем земельного участка, однако он заказывается у разработчиков, которые имеют лицензию на выполнение соответствующих работ. Это ограничение конкуренции на рынке и недопустимо вмешательство государства в содержание хозяйственной деятельности. Ведь компетенция арендаторов и собственников земельных участков в вопросах эколого-экономического обоснования севооборотов сегодня выше, чем лицензированных соответствующими органами работников.

Однако существенным недостатком предложенного законопроекта является то, что им предусматривается кардинальное новшество — за неиспользование земельного участка по целевому назначению ее владелец может быть лишен прав на такой участок! Относительно земель сельскохозяйственного назначения установлены очень сжатые сроки — от 6 месяцев до 1 года. На фоне осложнений, возникающих в реальных хозяев за счет бюрократических неувязок и недостатков регистрационных процедур, такая норма приведет к существенному обострению политической и социально-экономической ситуации и лишения законных прав на землю широких слоев сельского населения.

«Эта норма является провокационной. Государство в лице органов, ответственных за земельные отношения, одной рукой создает непреодолимые препятствия для реализации прав в сфере собственности и пользования землей, другой — отбирает такие права. Такая практика является исключительно недостойной», — уверена Лариса Старикова.

Законодательство об аренде земли является социально-экономически и политически исключительно «чувствительным», поскольку касается болезненной темы отвратительного качества законодательства в сфере земельных отношений.

Субъекты хозяйствования на селе постоянно несут финансово-экономические потери, связанные с выполнением его норм на практике.

 

Владислав Кордик

«Город-инфраструктура»

Переводчик — Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]