Информационный портал

Спасёт ли Турция Украинские паромные линии

Падение объемов грузооборота и «уход» российского транзита резко «подкосили» украинские паромные перевозки. Похоже, что отвоевать утраченные позиции Украина собирается с помощью Турции.

Украинские паромные перевозки на Черном море получили в последние годы два мощнейших удара: во-первых, серьезное снижение объемов грузооборота в связи экономическим кризисом, а во-вторых — переориентация российского транзита, значительной составляющей грузопотока, на российские же порты и паромные линии.

Следствием этого стал своеобразный геополитический поворот: россияне из партнеров окончательно и бесповоротно превратились в конкурентов (которые не только возят грузы сугубо через свои порты, но и создают собственные паромные маршруты), стремящихся «играть первую скрипку» на Черном море, а новым векторно-стратегическим партнером Украины стала Турция, сообщает пресс-служба ГП «Одесский морской торговый порт».

Итогом осторожного сближения сторон стало подписание в сентябре 2012 года базового документа — Правил организации прямого международного грузового железнодорожно-паромного сообщения между двумя государствами. Эти правила, регулирующие условия перевозки грузов и эксплуатации грузовых вагонов, завершили формирование правовой базы для выполнения прямого грузового железнодорожно-паромного сообщения между Украиной и Турцией.

Такое сообщение между странами, разделенными морем, сегодня возможно только по одному маршруту — железнодорожно-паромной линии «Ильичевск – Дериндже», начавшей свою работу с 2002 года. В свое время она была открыта как экспериментальный маршрут, по которому украинские вагоны доставлялись в Дериндже — единственный в Турции порт, где возможна обработка вагонов принятого в СНГ стандарта.

«Новый документ в какой-то мере оформил те процессы и рабочие механизмы, которые существовали с 2002 года на линии «Ильичевск – Дериндже». Он обозначает определенные «правила игры», не только созданные рынком, но и подтвержденные на межгосударственном уровне», — заявил Центру транспортных стратегий Роман Моргенштерн, директор по вопросам развития и маркетинга судоходной компании «Укрферри», оператора этой линии.
Россияне из партнеров окончательно и бесповоротно превратились в конкурентов

Компанию «Укрферри», обладающую статусом национального перевозчика Украины и являющуюся сегодня основным украинским «игроком» на черноморском рынке паромных перевозок, мировой экономический кризис коснулся в полной мере. В 2009 году компания, ранее перевозившая в год 1,5–1,8 млн. тонн грузов, снизила грузооборот в 2,5 раза.

Снижение затронуло все направления: Ильичевск – Варна — на 62,8%, Ильичевск – Дериндже — 42,7%, Ильичевск (Керчь) – Поти/Батуми — на 20,2%. Тогда президент «Укрферри» Александр Курлянд объяснил это не только проявлением кризиса, но открытием паромной переправы между Варной и российским портом Кавказ, на которую «ушли» российские транзитные грузы, составлявшие значительную часть украинского паромного грузооборота. В последующие годы компания декларировала хоть и «робкий», но все же рост показателей — около 5% ежегодно. «Это скромные цифры, если вспомнить, что в начале 2000-х годов у нас ежегодный рост составлял 15–20%… В 2012 году мы ожидаем прирост в те же 5%, несмотря на то, что была серьезная реорганизация на железной дороге, связанная с тем, что вагоны общей перевозки передавались нескольким уполномоченным компаниям, менялся механизм выделения этих вагонов под перевозки — и это сказалось на объеме грузоперевозок. Вместе с тем мы рассчитываем завершить год с показателями, в целом по всем линиям, около 1,2 млн тонн грузов», — отметил Роман Моргенштерн.

За это же время россияне, имеющие такой «неперешибаемый» в этом случае козырь, как грузы, сделали значительный шаг вперед в развитии собственной паромной черноморской сети. Сегодня из порта Кавказ, специализирующемся на работе с железнодорожными и автомобильными паромными судами, берут свое начало несколько паромных линий: на Варну, Поти, Керчь (те же направления, по которым работает и украинский перевозчик), а также турецкий Зонгулдак. Через причалы порта, прежде всего, производится перевалка насыпных грузов (минеральных удобрений, концентратов различных руд, зерна), перегружаются контейнеры, лесные грузы, а также сжиженный газ и нефтепродукты. Его грузооборот в 2010 году превысил 10 млн. тонн, в 2011-м — 8,26 млн. тонн.

В стратегическом значении порта Кавказ, расположенного на границе Черного и Азовского морей и способного принимать как морские, так и речные суда, сомневаться не приходится. В октябре с.г. заместитель начальника управления инвестиций и программ развития «Росморречфлота» Алексей Володин заявил в ходе 3-й Международной конференции по развитию судоходства и портов «Транстек» в Санкт-Петербурге, что Кавказ в ближайшем будущем станет ключевым российским портом на Черном море.

Кроме того, российские представители работают уже и в Украине. Компания «АнРуссТранс» — оператор вышеупомянутых паромных линий из порта Кавказ — также осуществляет перевозки на автомобильно-пассажирском маршруте между Зонгулдаком и украинским Скадовском (открыт в феврале 2012 г.). Помимо этого, в черноморском бассейне работают ряд автомобильно-пассажирских маршрутов различных операторов «Новороссийск – Самсун» (открыт «АнРуссТрансом» в августе 2012 г.), «Новороссийск – Керчь», «Новороссийск – Бургас», «Сочи – Трабзон» и т.д., так что масштабы российской конкуренции становятся очевидными.

Но и это не все. С недавних пор активизировались турецкие коллеги, а кроме того, на черноморский рынок паромных перевозок стали проникать даже «варяги». Так, турецкая Cenkg эксплуатирует автомобильную линию (перевозка TIRов) «Евпатория-Зонгулдак», а с начала 2011 года их соотечественники из компании Medtrans открыли украинско-турецкое сообщение Black Sea Express между частным портом «Трансинвестсервис» в Малом Аджалыкском лимане (по соседству с «Южным») и терминалом Текирдаг, отправив в рейс паром вместимостью 66 TIRов. А с мая 2011 года финская компания Sea Lines открыла паромный маршрут между Ильичевском и портом Хайдарпаша, рассчитанный на турецкий экспорт в Россию и Казахстан. Правда, пока что линия не демонстрирует серьезных показателей: судно, рассчитанное на 130 грузовиков, не заполняется.

Конкуренция высока, и нужно понимать, что паромщики конкурируют не только между собой или на государственном уровне. Так, только паромных сервисов в черноморском бассейне насчитывается более 20-ти. А с ними «соперничают» контейнерные линии, также своей «остроты» добавляют суда «река — море», которые забирают некрупные партии грузов — 2–3 тыс. тонн. «У грузовладельца — весьма большой выбор по виду транспорта, маршруту транспортировки, выбору порта, через который он переваливает свой груз. Паромному сообщению приходится выдерживать достаточно жесткую конкуренцию», — говорит директор по вопросам развития и маркетинга компании «Укферри» Роман Моргенштерн.

Но при всем этом вопросы развития и расширения также стоят на повестке дня. Украина, понимая, что нельзя терять больше чем уже потеряно, строит новые принципы сотрудничества — согласно возникшим реалиям, т.е. с нынешним стратегическим партнером — Турцией. Как заявил министр транспорта Турецкой Республики Суат Хайри Ака, вскоре после вступления в действие уже упоминавшихся Правил организации прямого международного грузового железнодорожно-паромного сообщения должна начать работу паромная линия между Ильичевском и Самсуном.

«Это будет способствовать выходу Украины на страны Востока, а нашему — на Балтийские регионы», — отметил министр. Перевозчиком на этой линии может выступить турецкая компания «UPM transportation» (официальный агент в Украине — фирма «Пласке»).

Свои варианты расширения украинско-турецкого сотрудничества предлагала и «Укрферри», например продление до турецкого берега маршрута комбинированного грузового поезда «Викинг» (Клайпеда– Ильичевск), но пока реакции Киева на это нет.

В целом же понятно, что паромные перевозки на Черном море имеют свои перспективы развития — все-таки, несмотря на разнообразие видов транспорта, главным козырем паромщиков остается стабильная регулярность перевозок и высокая частота рейсов. Вопрос заключается в том, какую долю трансформируемого рынка сможет занять Украина. Это станет ясно в ближайшие несколько лет, учитывая, что многие железнодорожные и особенно автомобильные линии были открыты за последние год – полтора.

«Город-инфраструктура»

Материалы по теме:

За 40 років  МТП «Южний» перевалив 500 млн. тонн вантажів
У період з 1978 по 2018 рр. ДП «МТП «Южний» прийняв близько 24  тис. суден, обробив понад 3,4 млн піввагонів. Загальний вантажообіг з дня ...
Украинский спортсмен Жан Беленюк награжден премией «Золотой мангуст»
Серебряный призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Жан Беленюк стал лауреатом VIII Международной премии за заслуги и достижения в спорте "Золотой Мангуст". Об этом журналисту ...
Одесский «политех» провел обучающий семинар для СМИ на тему энергетики
Четвертого декабря в Одессе состоялся первый семинар из цикла обучающих мероприятий для журналистов, инициированного Одесским национальным политехническим университетом. Данный курс лекций и дискуссий с ...
В Одесском порту оторвало док и штормом унесло в Чёрное море + (ВИДЕО)
Сегодня в Одесском порту во время сильного шторма (ветер восточный, северо-восточный 20-25 м / с), и критического нагона воды в гавани произошёл срыв дока №4. Об этом корреспонденту ИАП ...
В Одессе коммунальщики присвоили 1,3 млн грн
Сотрудники управления Государственной службы борьбы с экономической преступностью разоблачили членов тендерного комитета одного из коммунальных предприятий  в Одесской области. Об этом кореспонденту ИАП «Город-инфраструктура» сообщили в пресс-службе Министерства ...
Переводчик — Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]