Информационный портал

Как «распиливают» бюджеты крымских городов

skorayaТендерная непрозрачность крымских городов

Местная пресса радует крымских чиновников своим пристальным вниманием к процессам раздачи земли и коммунальной собственности. Но и махинации с бюджетными средствами — проблема не менее острая. В каких городах и ведомствах Крыма есть предрасположенность к «попиливанию» казны, сообщает еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Для того чтобы распределение бюджетных средств не было похоже на дележку денег между родственниками и друзьями должностных лиц, в Украине был принят Закон «Об осуще­ствлении государственных закупок», который оказался настолько острым и злободневным, что с момента принятия претерпел уже 28 поправок и дополнений. Есть в этом законе и требование к местным органам власти в обязательном порядке размещать на своих сайтах годовые планы бюджетных закупок. Однако, до кристальной прозрачности закупок за бюджетные деньги городам Крыма еще ой как далеко.

Чтобы не быть голословными в своих выводах, мы проанализировали все официальные сайты крымских городов и отправили в каждую администрацию информационный запрос, посвященный теме прозрачности государственных закупок. В критерии прозрачности госзакупочных процедур мы включили наличие либо отсутствие разделов на официальных сайтах, а также годовых планов в этих разделах.

vzyatka-2Кроме того, выяснялось, все ли подразделения мэрии, осуще­ствляющие госзакупку, представили на сайт свои годовые планы и насколько эти документы соответствуют нормативным требованиям. Составляющей рейтинга стала и реакция местных органов власти на наши информационные запросы, которые для чистоты эксперимента направлялись мэрам городов автономии исключительно электронной почтой от имени обычного гражданина.

За выполнение каждого из этих показателей администрации того или иного города записывался балл, однако, как видно из результатов «тестирования», представленных в таблице, в полной мере закон об осуще­ствлении государственных закупок выполняется лишь в одном городе Крыма.

Распространенные махинации при осуществлении госзакупок

  • «Одиночка». По закону существует целый перечень условий, при которых местные чиновники могут закупать товары и услуги без проведения открытого конкурса, у одной фирмы. Среди них «наличие необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов». Благодаря этой оговорке должностным лицам достаточно затянуть с оформлением заявки до наступ­ления этих самых «особых обстоятельств» и вместо открытого конкурса самим решать, у кого и что покупать за бюджетные деньги.
  • «Сложный выбор». При проведении процедуры госзакупки комитет по конкурсным торгам, состоящий из местных чиновников, может присвоить предмету закупки статус сложного или специализированного характера. В этом случае победитель определяется не только по цене, а с учетом еще шести позиций, реальное выполнение которых потом не всегда возможно отследить.
  • «Подставные». Объявление о проведении процедуры закупки обязательно публикуется только в вестнике государственных закупок, а на местном уровне чиновники не обязаны обнародовать такую информацию. Соответственно, часто «чужаки» даже не знают о потребности горсовета что-то купить, а заявки на участие подают только «свои» фирмы, одна из которых и побеждает в честной борьбе с «конкурентами».
  • «Раздробиловка». Закон распространяется на закупку товаров и услуг начиная от 100 тысяч гривен, строительных услуг с затрат на сумму не менее 300 тысяч гривен, а что касается работ — и вовсе от миллиона гривен. Чтобы не осложнять себе жизнь проведением процедуры госзакупки, чиновники иногда дробят бюджетную статью на несколько составляющих, расход по которым не дотягивает до сумм, при которых обязательно проведение конкурса. В результате чья-то фирма получает поэтапно все эти заказы на условиях, которые, возможно, из-за цены не обеспечили бы победу в случае проведения конкурсных торгов.
  • «Рамка». Распорядитель бюджетных средств часто выставляет тщательно прописанные квалификационные критерии, которым должны соответствовать все участники торгов. Однако чиновники могут сознательно прописать такие рамки, в которые «пролезет» только нужная фирма.

 

Табл. Рейтинг тендерной непрозрачности крымских городов

 

ГородРаздел на сайтеПлан на годВсе закупщикиСоблюдение законаОтвет на запросОбщий балл
Алупка 1
Алушта   3
Армянск   3
Бахчисарай    4
Белогорск    4
Джанкой   3
Евпатория    4
Керчь  5
Красноперекопск   4
Саки 1
Симферополь  2
Старый Крым
Судак    4
Феодосия    4
Щелкино  2
Ялта  2

 

Условные обозначения:

 

На сайте есть годовые планы всех
подразделений, осуществляющих госзакупку

На сайте есть годовые планы всехподразделений, осуществляющих госзакупку

 

Годовой план государственных закупок на  2013 год размещен на официальном сайте

 

 На официальном сайте есть отдельный раздел о госзакупках

Годовые планы оформлены в соответствии с требованиями законодательства

 

 Городская администрация ответила в срок на информационный запрос

Бюджеты под «надежным» присмотром

За прошлый год прокуратурой Крыма было направлено в суд лишь 17 уголовных производств по фактам нарушений, допущенных при осуществлении государственных закупок. Для сравнения: журналисты газеты «Крымский ТелеграфЪ» при подготовке этого материала выявили 13 нарушений законодательства в сфере госзакупок.

Не тендером единым…

Кроме оценок прозрачности распределения бюджетных денег, интерес к теме государственных закупок выявил и другие факты, не вписывающиеся в нашу систему оценивания, но заслуживающие определенного внимания.

Так, например, у официального сайта Евпаторийского горсовета (www.evpatoriya-rada.gov.ua) существует более рейтинговый «клон» (www.kalamit.info/index.php), который в поисковых системах уверенно выдает себя за официальный портал и даже предоставляет пользователю доступ к некоторым нормативным документам мэрии, поддерживая тем самым обманчивое впечатление официального сайта. А между тем наиболее актуальная информация, в том числе и о государственных закупках, размещается исключительно на втором, гораздо менее популярном портале.

На запрос о том, где размещается информация о годовых планах закупок Армянского горсовета, не найденная при первом анализе сайта, заместитель головы Юлия Шабанова бодро доложила, что такие сведения можно получить в соответствующем разделе на официальном веб-портале города. Причем, судя по показаниям счетчиков, которые зафиксировали в указанном разделе всего три посещения, данные появились там ну очень недавно.

В Симферопольском городском совете, который, по оценкам журнала Forbes, оказался в тройке самых непрозрачных среди горсоветов областных центров Украины, судя по всему, исправлять ситуацию не спешат — на официальном сайте за весь период добавился лишь годовой план закупок управления культуры, а вот, к примеру, управление образования крымской столицы, у которого самые высокие в Крыму закупочные цены на молокопродукцию для детей, информировать об этом жителей не торопится и на запрос информацию не предоставляет.

На сайте Алупкинского горсовета в разделе о госзакупках размещена только информация о составе комитета по конкурсным торгам; рубрики, в которой бы освещались годовые планы закупок, не предусмотрено, а последний из двух обнародованных протоколов о заседаниях комитета датирован 27 апреля позапрошлого года. Не сработала и услуга «Задать вопрос городскому голове» — на почтовый ящик пришло лишь уведомление о том, что информационный запрос зарегистрирован, а вот ответа мы так и не дождались.

Должностные лица Щелкинского городского совета информацию о годовых планах «закопали» в таком глухом углу портала, что даже через поиск по сайту найти эти данные удается не сразу — почему-то тендерная документация оказалась в подразделе «Исполнение бюджета», который спрятали в рубрику «Городской совет». В Джанкойской мэрии пошли еще дальше и разложили годовые планы сразу по нескольким подразделам.

А в Саках оказалось опять не так, как у остальных, — официальный сайт горсовета вот уже четвертый месяц вообще не работает. По информации управляющей делами исполкома Юлии Предыбайло, установить связь с разработчиками сайта не представляется возможным. Не знают сакские чиновники и сроков, в которые ожидается возобновление работы ресурса, поскольку необходимы дополнительные средства для его создания. Упадут ли эти ресурсы с неба или руководство города что-то делает для решения проблемы, не сообщается. Хотя зачем что-то делать — без сайта гораздо удобнее скрывать не только сведения о госзакупках, но и решения городских сессий, обсуждение новых коммунальных тарифов, а также прочую непопулярную информацию, которая по закону обязательно должна быть на официальных веб-ресурсах.

Как видим, открытостью и доступностью в вопросах госзакупок не блещет большинство горадминистраций Крыма, ведь наличие четких годовых планов часто является тем самым недостающим пазлом, благодаря которому можно оценить всю красоту махинаций с бюджетными средствами.

«Город-инфраструктура» 

Переводчик — Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]