Информационный портал новостей

Мертвая петля на Ка-15: загадки запорожских авиакатастроф

Катастрофа вертолета Ка-15 над трассой Бердянск-Токмак

вертолет ка-15

18 июля 1968 года 

Вертолет, на котором летели командир экипажа Виктор Андреевич Чайка и техник Михаил Захарович Лямин, накануне вышел из ремонта.

Успели на нём налетать лишь около 30 часов. И в первом же из полетов после выполнения работ в Приазовском районе на виноградниках произошло разрушение катушки продольной управляемости.

Со слов очевидцев трагедии, вертолет летел над трассой на небольшой скорости на высоте около 70-100 метров. Неожиданно выйдя из подчинения, описал мертвую петлю и на выходе из неё ударился об асфальт дороги.

После падения с такой высоты винтокрылая машина практически была разрушена и восстановлению не подлежала. Когда водители, находившиеся в это время на трассе, подбежали к лежащему на дороге вертолёту, экипаж подавал признаки жизни.

Времени на раздумье было мало – из-за наполненных  под завязку баков вовсю хлестал бензин.

Техника Михаила Лямина, а он находился сверху, удалось вытащить сразу. Он выживет, будет ходить на костылях и вскоре будет вынужден уйти на пенсию после прохождения ВТЭК. Командиру экипажа Виктору Чайке повезло меньше.

Из-за опасности взрыва вертолета его вытаскивали в спешном порядке. Причем сделать с первой попытки это не удалось. Его ноги были зажаты частями разбившегося вертолёта, а сам он оказался намертво пристёгнут ремнями к пилотскому креслу.

При ударе о землю, а медики сходились тогда к тому, что во время спешного извлечения из вертолёта, у Виктора Чайки был повреждён спинной мозг.

вертолет ка-15

Судьба-злодейка над ним посмеялась: он остался жив, но парализован, и долгие 25 лет был прикован к постели. Ушел из жизни – 19 февраля 1993 года.

А тогда пострадавших лётчиков в срочном порядке отправили в Токмакскую районную больницу, а на место авиакатастрофы вылетела правительственная комиссия.

Расследование причин катастрофы показало, что во время полёта вся несущая система из-за разрушения катушки продольной управляемости пошла назад, потому вертолёт и ушёл на неуправляемую мёртвую петлю.

Тридцать часов в воздухе до этого вышедший из ремонта вертолёт налетал лишь чудом, поскольку во время сборки, которая проходила на аэродроме, невдалеке от Пулкова, рабочими Ленинградского механического завода была допущена серьёзная ошибка.

Виновниками лётной аварии стала целая семья. – сын, допустивший ошибку при сборке, и отец – контролёр ОТК. Как выяснилось, сын – молодой рабочий, производя сборку катушки продольной управляемости винта, которая отвечает за наклон лопастей, забыл поставить верхний подшипник.

За счёт нижнего подшипника вертолёт чудом до этого продержался в воздухе около 30 часов. На падение винтокрылая машина была просто обречена.

Коробку члены госкомиссии разбирали при мне, – вспоминает Валентин Карелин, – верхний подшипник вовсе отсутствовал.

Мне довелось съездить на завод и перед началом утренней смены выступить в сборочном цехе перед рабочими. Когда рабочие узнали, к чему привела халатность при сборке, – это вызвало у них состояние шока. Был суд. Прикованный к постели лётчик Виктор Чайка даже писал ходатайство не судить строго истинных виновников трагедии – вот такой был замечательный человек.

Сына-сборщика осудили на 4 года условно, приняв во внимание пожелание лётчика и наличие у молодого парня жены и маленького ребёнка.

Отец – контролёр ОТК – к уголовной ответственности не привлекался. Суд учёл его многочисленные правительственные награды и фронтовое прошлое. Одним словом – его помиловали.

Завод пострадавшим лётчикам впоследствии выплачивал пенсию, а рабочие сборочного цеха за свои деньги приобрели и передали семье Виктора Чайки автомобиль «Москвич» с ручным управлением.

Лётчику Виктору Чайке до конца своей жизни так и суждено было остаться прикованным к постели.

Расследование причин первых двух авиакатастроф ясно указывало, что вина целиком лежит на сборщиках отдельных узлов и ремонтниках, а ошибка при сборке была допущена из-за невнимательности и в силу человеческого фактора.

Ранее ИАП «Город-инфраструктура» сообщал о загадках Запорожских авиакатастроф. Часть-1.

Владислав Кордик

Материалы по теме:

В Конго потерпел крушение ИЛ-76: есть жертвы
Крушение Ил-76 произошло при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. В аэропорту Браззавиля (республика Конго) потерпел авиакатастрофу ИЛ-76, принадлежащий частной авиакомпании ...
Поиски пропавшего самолета осложняет туман
Самолет потерпел катастрофу в Индонезии Российский самолет Sukhoi SuperJet-100 пропал в индонезийском районе Богор примерно в 100-120 километрах от Джакарты, поиски ...
Авиакатастрофа с Sukhoi Superjet – 100 в Индонезии
Ситуация с российским авиалайнером Superjet-100, пропавшем сегодня в Индонезии, может иметь пусть и не кардинальные, но весьма серьезные последствия для продвижения этого самолета - ...
Игорь Котелевский: Токмак возрождается на глазах
Токмак, - небольшой город областного подчинения, расположенный в Запорожской области. Издавна он славился машиностроительным производством. И, пока градообразующие предприятия наполняли бюджет, проблем с развитием ...
На борту пропавшего самолета находилось 50 человек
Погибший экипаж По данным местных властей, на борту самолета в воздухе находились 50 человек. В том числе, - 38 индонезийцев, восемь ...
Переводчик – Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]