Информационный портал

ТРАГЕДИИ ЗАПОРОЖСКИХ АВИАКАТАСТРОФ. ЧАСТЬ-4

Ответы на все интересующие вопросы я смог наконец-то получить лишь спустя десятилетия из уст тех самых специалистов, которые выпускали борт № 19424 (?)  в полёт и сами принимали активное участие в расследовании причин авиакатастрофы вертолёта КА-26, которая случилась возле села Новоспасское в Приазовском районе Запорожской области. Роковой полёт оборвал жизни пятерых  молодых мужчин: пилота, бортмеханика. и трёх инженеров-геодезистов из проектного института «Запорожгипроводхоз» — начальника отдела геодезических изысканий, начальника топографической партии, и руководителя проектной геодезической группы.

Андрей Лукьянчук – бывший заместитель командира авиаотряда по инженерной службе. Стаж работы в авиации – с 1959 года.

— Причина практически всех катастроф многоцелевых вертолётов Ка-15 и Ка-26, серийное производство которых велось на авиационных заводах в Улан-Удэ и Кумертау, а их в те годы по всей территории бывшего СССР разбивалось немало, — конструктивные недостатки. Международная практика в целях безопасности полётов не допускает близость расстояния между соосными винтами вертолёта ближе 1200 миллиметров. Создатель вертолётов — «КА», советский авиаконструктор, доктор технических наук Николай Ильич Камов доказал, что это расстояние можно уменьшить до 800 миллиметров. Но для этого, чтобы в экстремальных условиях – при сильных турбулентных потоках, шквальном ветре не происходило схлёстывание лопастей – были нужны мощные авиационные двигатели. Таких двигателей, на тот момент, наша промышленность не имела. В условиях возникающих вертикальных воздушных потоков вертолёт вёл себя непредсказуемо.

Ещё слабое место в вертолётах Ка-15 и Ка-26 – колонка лопастей. Тяги управления лопастей по прочности не выдерживали нагрузок и происходили их разрывы.

— Почему же эксплуатация вертолётов, которые из-за технических недоработок терпели бедствие, унося жизни сотен людей, не была приостановлена?

Отвечает Валентин Карелин – бывший командир Запорожского объединённого авиаотряда:

— В то время вертолёты Ка-15, Ка-18 и Ка-26 действительно эксплуатировались на территории всего бывшего Союза. А последняя модель даже продавалась за рубеж – в Венгрию, Болгарию и ещё некоторые страны социалистического лагеря. Потому члены государственной комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы вертолёта Ка-26, происшедшей над селом Новоспасское, и не захотели назвать истинную причину лётного происшествия. Прекратить полёты вертолётов марки «КА» по техническим причинам на территории всех республик, а также приостановить работу нескольких десятков военных заводов, работающих на оборонную промышленность – на это бы в те годы никто не пошёл. Больше всего власти боялись осрамиться перед заграницей. Поэтому легче и проще в причинах катастроф было обвинять лётные экипажи.

Сергей Кашников: – командир авиаотряда:

— В тот период я работал инженером по применению авиации в народном хозяйстве. На мою долю выпало непосредственно встречаться с теми людьми, которые погибли в вертолёте Ка-26 возле села Новоспасское. Очень тяжело воспринял и катастрофу вертолёта Ка-15, который пилотировал мой близкий друг Виктор Андреевич Чайка. К нам поступали телеграммы о катастрофах, в которые попадали лётные экипажи вертолётов Ка-15, Ка-18, Ка-26 со всех уголков бывшего Союза. Все случаи у нас прорабатывались, проводился их соответствующий анализ. Но, все мы понимали, что на тот период – 60-70 годы замены на другой тип вертолёта для сельхозавиации не было.

Конструктивные доработки как двигателей, так и планеров вертолётов бюро Камова делались на основе выводов, анализов и заключений экспертных комиссий. Но уже после авиационных катастроф.

Скажу больше: — все доработки вертолётов делались на человеческих жизнях.

— После очередной по счёту авиакатастрофы все восемь оставшихся вертолётов марки Камова от греха подальше были переданы в другие области Украины. На этом в Запорожском авиаотряде с катастрофами вертолётов было покончено. На смену вертолётам Ка-26 лишь спустя 15 лет пришли более надёжные модели вертолётов конструкторского бюро Миля.

Ранее ИАП «Город-инфраструктура» сообщал о загадках Запорожских авиакатастроф. Часть-3.

Загадки Запорожских авиакатастроф. Часть-2

Загадки Запорожских авиакатастроф. Часть-1

Владислав Кордик

Переводчик — Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]