Информационный портал новостей

Кто захватывает украинский рынок нефтепродуктов

нефтепродуктыУкраина может перекрыть путь импорту нефтепродуктов из Беларуси и ввести заградительные импортные пошлины. Вероятность такого сценария не исключил директор украинской консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, выступивший на конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов Беларуси», организованной компанией Confidence Capital. Попадут или нет белорусские бензины под санкции, будет зависеть от их наплыва на украинский рынок в этом году.

Опасения Украины по поводу нарастающего влияния Беларуси на украинском рынке неслучайны, в 2011 году наша страна стала там крупнейшим игроком на этом рынке. Две трети общего объема белорусского экспорта в Украину (67,7%) пришлось именно на нефтепродукты, объем их поставок увеличился в 1,8 раза и достиг 2 млрд. 812,3 млн. долларов. 

Столь значительный рост не мог не отразиться на расстановку сил на украинском рынке. «В 2011 году в балансе бензинов белорусских НПЗ составили 23% украинского рынка, а в балансе дизельного топлива —  26%», — заявил Куюн. По прогнозам этого эксперта, в 2012 году поставки белорусских нефтепродуктов еще больше увеличатся — до почти 3,5 млн. тонн. При этом рыночная доля белорусских бензинов вырастет до 31%, а дизельного топлива — до 35%.

По словам Куюна, такому росту поставок будет способствовать ряд факторов. Так, ТНК-ВР остановила на внеплановый ремонт Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. «Мы пока не понимаем, будет он запущен или нет. Если нет, то, по нашим оценкам, половину объема нефтепродуктов (около 400 тысяч тонн — Naviny.by.), поставляемых НПЗ на рынок, заместят поставки из Беларуси, потому что больше некому. Только это даст рост поставок примерно на 15%»,— отметил аналитик. 

Кстати, ТНК-ВР уже переориентировалась на давальческую переработку нефти на Мозырском НПЗ с целью поставок нефтепродуктов на украинский рынок. С другими российскими давальцами, в частности, с компаниями «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», ситуация до конца не ясна. Но если и они сделают такой шаг, произведенные в Беларуси из их давальческого сырья нефтепродукты тоже хлынут на украинский рынок. «Интрига здесь только в том, сколько нефтепродуктов вернется в Россию, а сколько будет поставлено в Украину», — сказал Сергей Куюн. 

Между тем приход российских давальцев на Мозырский НПЗ беспокоит Белорусскую нефтяную компанию (БНК). Заместитель начальника отдела маркетинга БНК Дмитрий Юдин не исключает, что это приведет к сокращению экспорта нефтепродуктов в Украину через компанию. И сейчас БНК вынашивает планы по покупке у давальцев нефтепродуктов, произведенных на белорусских НПЗ, для их последующей реализации в Украине самостоятельно. 

Эксперт также ожидает, что определенное влияние на украинский рынок нефтепродуктов окажет и темная лошадка в лице «Трайпл Энерго». Компания попала под санкции со стороны ЕС, и это вынуждает ее переориентировать поставки на другие рынки, прежде всего на украинский. 

В текущем году «Трайпл Энерго» уже вышла на рекордные объемы поставок нефтепродуктов — 80 тысяч тонн в месяц. «Пока нет определенности, какими объемами она располагает, — говорит Дмитрий Юдин. —  Но я слышал, что есть амбиции на ежемесячные поставки 160-200 тысяч тонн нефтепродуктов».

Кстати, Куюн признал, что санкции ЕС усложнили украинцам операции с закупкой белорусского топлива. «С белорусскими поставщиками стало сложнее работать. Долларами ты рассчитаться не можешь. Сначала должен купить доллары, перевести в евро и только потом купить бензин. А это курсовые риски», — отметил аналитик. 

Впрочем, Украина и сама может осложнить жизнь поставщикам нефтепродуктов из Беларуси. С одной стороны, украинский рынок заинтересован в нефтепродуктах из Беларуси, с другой —  их постоянно растущая доля создает определенные угрозы для других игроков. В этой связи «в начале 2012 года был запрос Антимонопольного комитета Украины в компанию «БНК-Украина», связанный с нашей небольшой «продуктовой» торговой войной. Так что я бы не стал снимать с повестки дня вопрос в отношении белорусского топлива. Введение заградительных пошлин здесь тоже возможно», — считает Куюн.

Эксперт привел показательный пример, к чему уже привело доминирование Беларуси на рынке. По его словам, до 2011 года система ценообразования на нефтепродукты из Беларуси выстраивалась на торговой площадке Белорусского торгового дома. Цена определялась в условиях жесточайшей конкуренции с украинскими контрагентами и европейскими компаниями (польскими, голландскими). 

«Это был открытый и понятный механизм. Но теперь на смену ему пришло ручное ценообразование. На торги просто выставляются объемы по определенной цене, а как таковых торгов нет. Видимо, в Беларуси посчитали, что Украина в любом случае купит нефтепродукты, так давайте с нее возьмем побольше. Ведь сейчас Беларусь является для Украины безальтернативным поставщиком, к примеру, высококачественного дизельного топлива», — отметил эксперт.

Такая ценовая политика добавляет неопределенности на рынке, настораживает трейдеров, повышает риски дальнейшего роста цен. И подрывает доверие к белорусским поставщикам. Еще одна причина недовольства — слабая дисциплина отгрузки. «Цена тонны А-95 у Беларуси на 30 долларов ниже, чем, например, у литовских производителей. Однако операторы готовы платить дороже, но при этом иметь гарантию отгрузок», — подчеркивает Куюн. 

Европейские производители не допускают срыва поставок, в противном случае платят компенсацию за каждый день просрочки. С белорусскими поставщиками А-95 работать по поставкам сложнее: «Отгрузка в течение месяца. А это может быть и завтра, и через 30 дней. А если из-за отсутствия бензина остановится колонка, потери будут больше, чем при покупке более дорогого бензина у поставщиков других стран». 

По этой причине некоторые украинские трейдеры уже предпочитают покупать более дорогой бензин у Румынии, Польши и Литвы, не связываясь с белорусскими поставщиками.

Переводчик – Translate
Архивы
No weather data found for [, , vertical]